Налоговый кодекс Российской Федерации

ЭТАПЫ ПРИНЯТИЯ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА

     С 1 января 1999 года вступила в силу Первая часть Налогового кодекса Российской Федерации. Мы не могли обойти вниманием такое важное событие и наши юристы подготовили квалифицированные комментарии ко всем семи разделам первой части кодекса. Было бы весьма опрометчиво не уделить внимание и закону о введении в действие кодекса - он также снабжен нашим комментарием. Для начала имеет смысл привести хронологию принятия этого основополагающего для любого правового государства документа.

ЭТАПЫ ПРИНЯТИЯ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ

     1996 год
     Первый проект кодекса был внесен в Государственную Думу еще в начале 1996 года Распоряжением Правительства РФ от 02.02.96 N 114-р. При этом к тому времени в правительстве была закончена разработка только первой (общей) части Налогового кодекса. В Думе от правительства документ представлял его непосредственный разработчик - Заместитель министра финансов России С.Д. Шаталов. Уже значительно позднее Распоряжением Правительства РФ от 30.04.97 N 585-р в Думу были представлены II-IV части кодекса.
     Весной 1996 года состоялось первое рассмотрение проекта кодекса профильным комитетом Думы. Им был назначен Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам. Профильный комитет рекомендовал нижней палате парламента создать согласительную комиссию
     24 апреля 1996 года законопроект был рассмотрен Советом Государственной Думы, который поддержал решение о создании согласительной комиссии (Постановление N 305-II ГД).
     16 мая Совет Федерации направил в комиссию своих представителей (Постановление N 192-СФ).

     1997 год
     После многомесячного обсуждения в комиссии и комитетах парламента летом следующего года кодекс был впервые вынесен на обсуждение палаты в целом.
     19 июня 1997 года Государственная Дума принимает кодекс в первом чтении (Постановление N 1575-II ГД). В этот же день была образована специальная парламентская комиссия для доработки проекта.
     В ходе бюджетных баталий 1997 года Президент пошел на некоторые уступки парламенту, одной из которых был отзыв Налогового кодекса и номинальная готовность исполнительной власти рассмотреть встречные предложения других политических сил. 21 октября 1997 года Президент РФ огласил решение об отзыве кодекса.
     Уже 19 ноября 1997 года (Постановление N 1903-II ГД) Государственная Дума вернула проект к рассмотрению в первом чтении, фактически дезавуировав принятие его в первом чтении в правительственной редакции. В этот же день Дума ликвидировала прежнюю согласительную комиссию и предложила Совету Федерации создать новую - по рассмотрению альтернативных проектов кодекса. 3 декабря 1997 года (Постановление N 413-СФ) Совет Федерации согласился с этим предложением и делегировал в комиссию своих представителей.

     1998 год
     Крайний срок внесения альтернативных проектов кодекса был определен датой 31 января 1998 года. К этому времени было внесено порядка 10 проектов кодекса, а 31 января (Распоряжением от 31.01.98 N 121-р) Правительство РФ внесло в Государственную Думу уточненные I и II части кодекса, при этом части III и IV были консолидированы во II часть. Место Сергея Шаталова занял замминистра финансов Михаил Моторин, которого привел в правительство новый глава Минфина Михаил Задорнов. При этом правительственные чиновники сразу заявили, что новая налоговая система будет строиться исключительно на основе правительственного варианта, либо не будет создана вообще. Тем не менее, все 10 альтернативных вариантов кодекса были вынесены на голосования в Государственной Думе.
     16 апреля 1998 года в первом чтении Государственной Думой был принят правительственный вариант Налогового кодекса РФ (и первой, и второй части). За него проголосовало 312 депутатов, против - 17, воздержался - 1 (Постановление N 2401-II ГД). Второе место при рейтинговом голосовании получил проект Ассоциации "Налоги России": "за" проголосовало 148 депутатов. Дабы склонить на свою сторону парламентское большинство, правительство заявило, что учтет все разумные идеи альтернативных проектов. При этом в числе соавторов правительственного варианта фигурировали и сенаторы (Н.И. Меркушкин, А.В. Назаров, В.И. Хубиев), и ряд известных депутатов Думы (А.Л. Головков, В.Д. Гришин, Ю.А. Гуськов, Н.П. Данилова, А.Д. Жуков, С.В. Иваненко, М.В. Кузнецов, А.М. Макаров, Л.И. Маркелов, А.Н. Михайлов, С.Ю. Орлова, В.К. Сохов)

     Окончательное принятие и вступление в силу общей части Налогового Кодекса Российской Федерации
     Окончательно первая часть кодекса была принята Думой уже в период правления кабинета Сергея Кириенко (работа над подготовкой ко второму чтению второй части (специальной) ведется и по сей день). Одновременно с рассмотрением антикризисного налогового пакета в Думе состоялось второе и третье чтение кодекса. 3 июля 1998 года кодекс был принят во втором чтении (Постановление N 2774-II ГД), уже 16 июля - в третьем чтении (Постановление N 2813-II ГД). Сразу на следующий день в Совете Федерации состоялось номинальное голосование (Постановление N 370-СФ) и 17 июля 1998 года документ ушел на подпись Президенту РФ. Президент РФ подписал документ 31 июля 1998 года за номером 146-ФЗ. 6 августа вышел сдвоенный выпуск "Российской газеты" - официального издания, в котором и была впервые официально опубликована Первая часть Налогового кодекса Российской Федерации.
     21 июля 1998 года документ был направлен Госналогслужбой России для ознакомления и использования в работе во все инспекции.
     1 января 1999 года Первая часть Налогового кодекса РФ вступила в силу, за исключением ряда положений, которые конкретизированы в нашем комментарии к вводному закону.

     1999 год
     Летом прошлого года в первую часть Налогового кодекса России были внесены существенные изменения. Речь идет о Федеральном законе от 09.07.1999 N 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», который вступил в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, а именно 13 августа 1999 года. Исключение составляют отдельные положения, для которых установлен иной срок вступления в силу. Напомним основные моменты указанного Федерального закона. Определен порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах. Существенные изменения коснулись основных прав и обязанностей участников налоговых правоотношений, способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Многочисленные поправки внесены в раздел VI Налогового кодекса "Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение".
     Предлагаем Вашему вниманию квалифицированные комментарии наших специалистов к наиболее значимым изменениям, внесенным в первую часть Налогового кодекса Российской Федерации вышеуказанным Федеральным законом.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ ЗАКОНОВ

      "НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 31.07.98 N 146-ФЗ
     в редакции от 09.07.99
     (ЧАСТЬ I - ОБЩАЯ, РАЗДЕЛЫ I - VII, ГЛАВЫ 1 - 20, СТАТЬИ 1 - 142)

     ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 31.06.98 N 147-ФЗ
     "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

     ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 09.07.99 N 154-ФЗ
     "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ПЕРВУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

     ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 09.07.99 N 155-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

КОММЕНТАРИИ  "ЭКОНОМИКА И ЖИЗНЬ"
К ПЕРВОЙ ЧАСТИ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ

     КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ
     "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ"

     КОММЕНТАРИЙ К РАЗДЕЛУ I НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ
     "ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ"

     КОММЕНТАРИЙ К РАЗДЕЛУ II НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ
     "НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ПЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ. НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ"

     КОММЕНТАРИЙ К РАЗДЕЛУ III НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ
     "НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ. ОРГАНЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНОВ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ"

     КОММЕНТАРИЙ К РАЗДЕЛУ IV НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ
     "ОБЩИЕ ПРАВИЛА ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ"

     КОММЕНТАРИЙ К РАЗДЕЛУ V НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ
     "НАЛОГОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ И НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ"

     КОММЕНТАРИЙ К РАЗДЕЛУ VI НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ
     "НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ"

     КОММЕНТАРИЙ К РАЗДЕЛУ VII НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ
     "ОБЖАЛОВАНИЕ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ДЕЙСТВИЙ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ"

     КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 09.07.99 N 154-ФЗ
     "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ПЕРВУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ"